<< Декабрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Эксперт: Закона, который требует повышать надежность электросетей, нет

11.11.2015

На минувшей неделе в Петербурге дважды случались масштабные сбои в электроснабжении. «Агентство Бизнес Новостей» обсудило их причины и механизмы предотвращения с президентом ГК «Городской центр экспертиз» Александром Москаленко.

Почему случился блэкаут в Петербурге, когда ТЭЦ отключились?

Я бы спросил, почему повторяется? И виновником здесь является не ТЭЦ, а сеть. В свой последний год жизни РАО «ЕЭС России» заказали нам очень интересную работу: «Давайте сделаем главным критерием для нас надежность снабжения потребителя». При этом в РАО считали, что у них снабжение достигало 0,9999, это означает почти 100-процентную гарантию. Когда мы стали проводить работу, тогда включилась математика, выяснилось, что их показатели меньше 0,8, и раз в полгода должно что-то случаться.

К сожалению, РАО «ЕЭС» прекратило свое существование, эта работа легла куда-то на полку пылиться, и больше всерьез за это никто не брался. Очень часто руководители сетевых компаний, особенно защищая свои тарифы, говорят, что им необходимо повышать надежность своих сетей. А для того, чтобы повысить надежность, нужно определить, а какова эта надежность сейчас, где узкие места. И тогда станет понятно, куда вкладывать деньги.

Напомню, что пять лет назад после блэкаута, энергетики хором сказали, что «сейчас мы завершим строительство западного участка кольца и все будет хорошо». Однако, все повторилось. При чем тут западное кольцо, если никто не обратил внимание на причину, на слабое место. Дальше пошло перераспределение нагрузки, и генерирующие мощности опять отключились. Провод не может пропустить бесконечный объем энергии, начинает отключаться автоматика. Могу утешить, что это не только у нас, подобные происшествия происходят и в Москве, и на Алтае, и в США, и в Канаде.

Но в чем проблема?

Развитие электрической сети происходит, опираясь на любые критерии, за исключением показателя надежности. Смотрят план развития региона, план развития района, возможности трансформатора и потребности населения. Характеристика надежности нигде не включена.

Вы говорили, что проводили эксперименты из-за чего происходят блэкауты?

Да, была тема, что этому виной солевой раствор, который выливают на дороги. А это все-таки соли, и все поднимается в воздух, возникает проводящая поверхность и происходит короткое замыкание между проводами. После чего мы провели у себя в лаборатории испытания, создав модель, является ли раствор таким виновником или нет. Но исследования показали, что нет.

Как можно избежать подобных случаев?

Кто-то должен это движение возглавить. Есть много законов, направленных на тот или иной аспект. Но закона, который требует повышать надежность, нет. Соответственно, дело здесь в личности: кто-то внутри компании должен сказать «до коле» и провести эту работу, она не так сложна. Мы или кто-то другой может вычислить это. Исследовать линии, трансформаторные подстанции, автоматику, возможно, оптимально подключить генерирующие механизмы. И каждый из этих элементов имеет свою вероятность отказа. Это все считаемо, и эти данные, как ни странно, в большинстве случаев есть. Тот же «Газпром» или «Транснефть» на своих трубах давно это делают. А что такое труба? Да тот же большой провод. А здесь нет. И на основании этих данных можно вывести состояние всей сети, и понять, где все хорошо, а где плохо. И это будет ориентиром: если здесь плохо – значит сюда нужно вкладывать деньги для повышения надежности снабжения.

Где еще могут случиться блэкауты?

Напомню, что на Алтае лет пять назад была подобная ситуация. В один из регионов электроэнергия поставлялась по двум маршрутам, были две линии электропередач. Одну из них решили вывести в ремонт, и всю нагрузку перевели на вторую. Вторая не выдержала через чур большую нагрузку и отключилась. Соответственно, большой регион остался без света.

Все помнят случай с «Домодедово» с этим ледяным дождем. Система электроснабжения построена так, что с выходом из строя одной ветки, гигантский аэропорт остался без электроснабжения.

Автор: Юлиана Михайлова

Источник: Агентство Бизнес Новостей

 
Яндекс.Метрика