<< Декабрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Эксперты ГЦЭ говорят о необходимости усиления безопасности объектов ТЭК

09.09.2014

Безопасность ТЭК:

Во все времена, а в сегодняшней России особенно, вопросы обеспечения безопасности стратегических объектов имеют огромное значение. Не секрет, что принятие Федерального закона № 256-ФЗ от 21 июля 2011 года «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» стало ответной реакцией на теракты, совершенные на Баксанской и Аушигерской гидроэлектростанциях в Кабардино-Балкарии. Документ, вступивший в силу с 1 января 2012 года, установил организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в России (за исключением объектов атомной энергетики) в целях предотвращения актов незаконного вмешательства.

Подробнее о законодательных основах обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и о проблемах, с которыми приходится сталкиваться специалистам данного профиля, рассказывает Игорь Анатольевич КОЧЕВАНСКИЙ — руководитель департамента комплексной безопасности объектов ТЭК группы компаний «Городской центр экспертиз».

— Игорь Анатольевич, сколь актуальны в данный момент угрозы террористических актов на объектах топливно-энергетического комплекса в частности и в России в целом?

— Эта проблема, увы, в нашей стране существует постоянно, а сегодня — и я здесь не раскрою никакого секрета — она актуальна, как никогда. Такой вывод можно сделать, хотя бы исходя из сложившейся сегодня ситуации на Украине.

Переходя от частного к общему, отметим, что особую опасность для крупных промышленных объектов экономики (в т.ч. и в ТЭК) представляют злоумышленные несанкционированные действия физических лиц (нарушителей): террористов, диверсантов, экстремистов. Результаты их действий непредсказуемы: от хищения имущества до создания чрезвычайной ситуации на объекте (пожар, разрушение, затопление, авария и т.п.).

Топливно-энергетический комплекс включает в себя стратегически важные для национальной безопасности объекты, надёжная работа которых обеспечивает население нашей огромной страны электроэнергией и теплом — а, значит, влияет практически на все сферы жизни.

Одной из эффективных превентивных мер по обеспечению безопасности важных промышленных объектов является создание системы охраны от несанкционированного проникновения физических лиц — системы физической защиты (СФЗ).

— Расскажите подробнее о профильном Федеральном законе. Что нового он внес в правоохранительную систему страны?

— ФЗ-256 не только определил полномочия федеральных и региональных органов власти в указанной сфере с указанием прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК. Документом также обозначены основные задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Среди них:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов ТЭК;
  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
  • категорирование объектов ТЭК;
  • разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов;
  • разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов, подготовка профильных специалистов;
  • осуществление контроля над обеспечением безопасности объектов;
  • информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов ТЭК.

— Но это, что называется, буква закона. А как вы можете охарактеризовать общую картину обеспечения безопасности на промышленных объектах страны?

— Любая безопасность связана с тем, какое количество материальных ресурсов собственник объекта выделяет на ее обеспечение. Это общее правило, и объекты ТЭК здесь не исключение, хотя, надо отметить, что в нашей отрасли вопросам безопасности всегда уделялось повышенное внимание. Тут причины очевидны — это стратегическая отрасль, в которой имеются достаточные средства на эти цели. К примеру, «Газпром» тратит на обеспечение безопасности своих объектов до двух процентов общей прибыли — то есть многие миллиарды рублей. Похожая картина — в «Транснефти» и подобных консорциумах. И, очевидно, что такие расходы обоснованы. С другой стороны, благодаря этому становится понятно, что в таких организациях безопасность находится на высоте, недосягаемой для других участников рынка. Приходится признать, что на предприятиях меньшего масштаба дела обстоят значительно хуже — пресловутые бабушки с винтовками (а то и без таковых) еще далеко не везде ушли в историю. А ведь речь, заметим, идет об обеспечении физической защиты объекта от актов незаконного вмешательства. Здесь необходимо говорить о различных категориях нарушителей — кто-то после свадьбы завернул без особого умысла, кому-то полезно понаблюдаться у психиатра, а кто-то с совершенно конкретными целями проник на Баксанскую ГЭС, и мы знаем, чем это закончилось.

— Какими нормативными актами, помимо ФЗ-256, регулируется обеспечение безопасности на объектах ТЭК?

— Пятого мая 2012 года Правительство Российской Федерации выпустило ряд постановлений. В частности, это:

  •  постановление № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК»;
  • № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядке его проведения и критериях категорирования»;
  • № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасностиобъекта топливно-энергетического комплекса».

Десятого октября 2012 года Министерство энергетики Российской Федерации выпустило «Методические рекомендации по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценке социально экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составлении паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».

Все вышеперечисленные документы и являются руководством для категорирования, обследования и паспортизации объектов ТЭК.

— Что в соответствии с ФЗ-256 подразумевается под категорированием объекта?

— Категорией охраняемого объекта (согласно ГОСТ Р 50776-95) называется комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную (например, культурную) значимость. Всё зависит от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны.

Под категорией объекта по степени потенциальной опасности (согласно Рекомендациям по антитеррористической защите, утвержденным Минпромэнерго России 4 мая 2007 года) понимается условный индекс, характеризующий степень потенциальной опасности объекта и определяемый величиной социально-экономических последствий аварий (инцидентов) на объекте.

Соответственно, в рамках решения задачи защиты объекта ТЭК от несанкционированных действий цель категорирования может быть сформулирована как дифференциация требований, предъявляемых к системам физической защиты (СФЗ) по количественному и качественному показателю.

Категорирование объектов осуществляется на основании критериев. Они, в свою очередь, определяются, исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, возникающей в результате совершения акта незаконного вмешательства, количества пострадавших и размера материального ущерба (п.3. постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 459).

Понятно, что категорирование объекта как таковое само по себе не решает вопрос безопасности объекта. Следующим шагом должна быть проведена оценка достаточности мер по охране объекта требованиям для данной категории. В случае необходимости принимаются меры для устранения несоответствия. Вся информация, отражающая обеспечение антитеррористической защищённости объекта ТЭК, и план соответствующих мероприятий заносятся в паспорт безопасности объекта.

— Каков алгоритм категорирования?

— Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании региональной Антитеррористической комиссии и утверждается высшим должностным лицом субъекта Федерации.

В ходе работы комиссия выявляет:

  • наличие потенциально опасных участков объекта;
  • критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;
  • возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.

В качестве критических элементов объекта рассматриваются:

  • зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
  • элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;
  • места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;
  • другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

Выявление критических элементов объекта включает в себя:

  • составление перечня потенциально опасных участков объекта;
  •  определение критических элементов объекта из числа потенциально опасных участков объекта и составление их перечня;
  • определение угрозы совершения акта незаконного вмешательства и вероятных способов его осуществления по отношению к каждому критическому элементу;
  • определение модели нарушителя в отношении каждого критического элемента;
  • оценку уязвимости каждого критического элемента объекта от угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом.

По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460.

— Что понимается под моделью нарушителя?

— Всё опять-таки зависит от категории: говоря упрощенно, от бомжа, охотящегося за кабелем на подстанции, до террориста на стратегическом объекте.

— Игорь Анатольевич, Вы упомянули о паспорте безопасности. Что включает в себя этот документ?

— Паспорт безопасности — информационно-справочный документ, в котором отражаются сведения о реальном состоянии системы безопасности объекта и её соответствие требованиям по защите от актов терроризма. Он определяет комплекс мероприятий, состав сил и средств, необходимых для оптимальных действий по защите потребителей и материально-технической базы при предупреждении и ликвидации возможных кризисных ситуаций. Документация, включенная в паспорт, предназначена для её оперативного использования силовыми структурами и органами исполнительной власти для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и оказанию необходимой помощи пострадавшему населению.

В паспорте безопасности содержится информация и о самом объекте. Сюда включаются сведения о площади территории, расположенных на ней зданиях и сооружениях, об опасных веществах, обращающихся на объекте, и о том, как организована охрана и защита объекта. Кроме того, в паспорте прописывается категория объекта по степени его опасности — низкая, средняя либо высокая, а также перечисляются мероприятия, направленные на повышение уровня защищённости объекта, которые планируется осуществить.

К паспорту также прилагаются графические материалы — план территории объекта, где обозначены его критические элементы, план охраны и обороны, где наносятся сведения о расположении сил охраны, возможные направления проникновения нарушителей, места их укрытия, маршруты отхода, рубежи перехвата нарушителей и т.п.

Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов ТЭК, согласно положениям ФЗ-256. Отсутствие такого паспорта является правонарушением. В случае его выявления ответственное лицо наказывается, в соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трёх лет.

Разработать паспорт субъект ТЭК может самостоятельно или с привлечением сторонней организации, имеющей лицензию ФСБ РФ на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Но чаще всего руководство таких предприятий предпочитают доверить разработку Паспорта безопасности организациям, имеющим не только необходимые допуски и лицензии, но и опыт работ по составлению аналогичных документов.

— Какую проблему Вы можете назвать основной при категорировании объектов?

— Это соотнесение материального ущерба и категории потенциальной опасности объекта.

В качестве показателей критериев используются значения, определённые в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п.3.Постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 459).

Нормативные значения планируемых показателей объектов ТЭК показаны в нижеприведенной таблице.

№ п/п

Наименование показателей

Значение показателей по категорированию

высокая

средняя

низкая

1

Количество пострадавших человек

50-500

50-500

Менее 50

2

Зона ЧС

Межрегионального характера (два и более СРФ)

Регионального характера

Муниципаль-ного характера

3

Размер материального ущерба

От 5 до 500 млн. руб.

От 5 до 500 млн. руб.

Не более 5 млн. руб.

По нормативным показателям низкая категория включает в себя не более пяти миллионов рублей ущерба. Однако очевидно, что эта цифра безнадёжно устарела. С 2007 года существенно изменились расценки и материальные затраты по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Исходя из этого, практически никакие объекты в низкую категорию не попадают. С другой стороны, здесь есть неизбежное противоречие: собственник хочет понизить категорию (дабы нести меньше расходов), а государство хочет повысить.

В п.2 статьи 12 ФЗ"Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" прописано, что субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право вносить в федеральный орган исполнительной власти предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Я убежден, что назрела острая необходимость пересмотреть значения указанных показателей. По объективным подсчётам, размер материального ущерба в низкой категории должен быть увеличен как минимум до 50 миллионов рублей.

 
Яндекс.Метрика