<< Сентябрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Источник проблемы – в кабинетах исполнительной власти

10.07.2015

В Сибири и Забайкалье природные пожары бушуют уже вторую неделю. В Хакасии огонь охватил почти 40 населенных пунктов. По последним данным, около 5 тысяч человек остались без жилья, более 30 погибли. Следственный комитет РФ возбудил пять уголовных дел. Идут восстановительные работы. Основной причиной массовых возгораний называют неосторожное обращение с огнем и несанкционированный пал травы.

Масштабные возгорания, которые начались 12 апреля 2015 года в Хакасии, унесли жизни 34 человек, более 70 человек пострадали, повреждения разной степени получили 2000 жилых домов на территории 40 населенных пунктов.

Казалось бы, в условиях сложившейся ситуации, все силы должны быть объединены и направлены на борьбу с прямой угрозой новых пожаров, но жители Хакасии упорно продолжают сжигать прошлогоднюю сухую траву и мусор, невзирая на сухую ветреную погоду и пожароопасный период. Согласно сообщению ГУМЧС по региону от 15 апреля 2015 года, «за минувшие сутки пожарные ликвидировали 18 таких возгораний».

С огромным опозданием, необходимые меры все же были предприняты, как сообщает Главное управление МЧС по региону, в воскресенье, 19 апреля, Власти Хакасии ввели на территории республики режим чрезвычайной ситуации, на входах в лесные массивы в Хакасии, где до сих пор полыхает огонь, были выставлены патрули, запретили пребывание граждан в лесах.

Похожая ситуация сложилась в Томске и районах области. Как сообщила пресс-служба областного МЧС в понедельник 20 апреля 2015 года, только за прошлую неделю пожарные ликвидировали 32 возгорания сухой травы, общая площадь горения сухой травы составила 6,8 гектара. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин заявил, что поручил силовикам жестко реагировать на нарушения и бездействие при подготовке сел к пожароопасному периоду, чтобы не допустить аналогичной с соседними регионами ситуации.

В настоящее время лесные пожары бушуют и в Забайкалье, их площадь возросла до 117 тысяч гектаров. В пяти районах Бурятии зафиксированы новые очаги возгорания, в том числе в Тункинском Национальном парке. Причиной возникновения пожаров также зачастую становятся несанкционированные сельскохозяйственные палы и неосторожное обращение с огнём.

На извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» попытался ответить технический директор «Агентства пожарной безопасности» группы компаний «Городской центр экспертиз», Андрей Петуров.

Что в целом можно сказать о сложившейся пожарной обстановке?

Печальная статистика показывает, что подобные проблемы у нас решаются, что называется «по факту». Плохо налаженная система оповещения и предупреждения ЧС, не предпринятые заранее необходимые противопожарные меры, все это ведет к страшным последствиям и гибели людей. Если смотреть вглубь проблемы, очевидно, что ее источник находится в кабинетах исполнительной власти. Федеральный закон №131, который регулирует функции органов местного самоуправления в части, касающейся своевременного оповещения населения, явно был нарушен. Несмотря на погодные условия, режим ЧС не был объявлен заранее. Тот факт, что после первой волны пожаров, люди продолжили пал травы, говорит о том, что ознакомительные работы среди населения так же не проводились или проводились не должным образом. Кроме того, не были вовремя введены предупреждающие меры - запреты на разведение костров и вход в лесополосу, не была произведена опашка территорий поселений, которая не позволяет огню распространяться за ее пределы. По итогу, органы муниципальной власти региона показали свою некомпетентность в вопросе обеспечения безопасного проживания людей.

Какие меры должны предпринимать органы власти для предупреждения подобных трагедий?

Необходимо ежегодно, еще до наступления теплой погоды, проводить совещания по теме лесных пожаров. На них, как правило, присутствуют представители городской и районных администраций, лесного хозяйства, лесной прокуратуры, МЧС. Их проводят с целью доклада о ситуации в целом по итогам периода и прогноза наличия слабых мест в регионе. Согласно этому прогнозу создают план подготовки, он в свою очередь предусматривает возможность перегруппировки сил для предупреждения ЧС и их ликвидации в случае возникновения. В Петербурге, например, такие совещания проводят еще в феврале. В крупных регионах России в целом очень хорошо налажено взаимодействие лесного хозяйства (служба лесничих по тушению пожаров) с пожарной службой, военными, МЧС, тепловые точки определяются через спутники Роскосмоса, все объекты находятся в режиме постоянного контроля.

Кроме того, должно быть четко определено расположение пожарных подразделений (депо) в соответствии с техническим регламентом. Для создания этих депо муниципальные власти должны закладывать определенные средства. Они должны быть оборудованы с расчетом времени реагирования.

Какова доля ответственности МЧС в данной ситуации?

МЧС обеспечивает пожарную безопасность на федеральном уровне. На муниципальном уровне такие вопросы должны решать местные органы власти. Например, ранее было распространено создание добровольных пожарных дружин, которые были проинструктированы и снабжены необходимым оборудованием, сегодня их практически не осталось.

У МЧС есть своя система оповещения населения о различных ЧС, но к ней не все подключены. Нужно проводить работы с операторами сотовой связи, заключать соглашения. Существует общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она создана в субъектах и городах РФ в соответствии с утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". ОКСИОН включает в себя пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей «ПИОН» (полноцветный экран или бегущая строка), пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах, а также мобильные комплексы информирования и оповещения населения. Правильное функционирование ОКСИОНа также зависит от деятельности органов муниципального управления.

Можно ли было сократить масштаб пострадавших территорий?

Безусловно. Глава местной Администрации должен был сразу дать соответствующие распоряжения. Нужно было оповестить людей, провести разъяснительные работы, ввести меры, о которых говорилось выше. Кроме того, нужно было организовать отряды людей, привлечь добровольцев, военных, полицию. К сожалению, все это сделали с опозданием.

Повторюсь, у нас нет своевременной налаженной системы оповещения людей при ЧС – пример – наводнения в Приморском крае, Крымск, Дальний восток.

Помимо этого, пожары были, их тушили, но люди продолжал сжигать траву. Это говорит о том, что работа с населением не велась даже после начала трагедии, людям не объясняли, что им делать, как себя вести.

Какие последствия, кроме гибели людей и порчи имущества несут массовые пожары? Какие рекомендации можно дать населению?

При горении травы в черте города, сжигаются осевшие на ней соли тяжелых металлов. Ядовитый дым от металлов и продуктов горения – безусловный риск для населения, затрагивает в первую очередь детей, пожилых людей, аллергиков, людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания. Необходимые меры защиты – повязки, маски, нужно стараться меньше времени проводить в задымленных местах, не открывать окна, пить больше воды. Также нужно соблюдать режим ЧС, следить за оповещениями.

В позапрошлом году при пожарах в Тайге были потеряны гектары леса – неоценимый урон природе. Тем, кто отдыхает на даче и живет в частном секторе, нужно собирать и вывозить все бытовые отходы, необходимо иметь в наличии средства пожаротушения. Нельзя сжигать траву и отходы – порывы ветра непредсказуемы, и при изменении направления ветра, пожар может перекинуться на жилой дом.

Что касается культуры отдыха и элементарных правил пожарной безопасности - их нужно прививать еще в школе. Нельзя мусорить. Стекла, промасленные тряпки имеют свойство самовозгораться на солнце.

Также нужно с умом подходить и к организации площадок для отдыха на природе. Здесь есть два пути - благоустроить территорию и контролировать порядок или запретить отдых и штрафовать за нарушения. Как показывает опыт других стран, например Финляндии, первый вариант эффективнее, так как люди все равно хотят и будут отдыхать на природе. Поэтому лучше организовать специально оборудованные площадки, контролировать их и обеспечивать пожарную безопасность.

Источник: Государственный Надзор № 2(18)2015

 
Яндекс.Метрика