<< Июль 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Лифты в России безопасными не становятся

04.11.2014

Больше года прошло с тех пор, как вступили в силу поправки в 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Мы вспоминаем об этом законодательном акте, потому что именно он определил: отныне лифты, карьеры, где добывают общераспространенные полезные ископаемые, объекты электросетевого хозяйства не являются опасными производственными объектами (ОПО). В итоге большинство опасных объектов прошли перерегистрацию (сделать они это должны были к 1 января текущего года). Но нужна ли нам была такая либерализация? В этом разбирался наш корреспондент.

Экспертиза для галочки

По данным Ростехнадзора, благодаря реформе каждый десятый ОПО в России утратил признаки опасности. Правда, некоторые владельцы «бывших» ОПО до сих пор не уяснили для себя, что им все равно необходимо обратиться с заявлением об исключении их из категории опасных производственных объектов, поскольку все государственные услуги оказываются только на основании заявления.

Как водится, в упрощении контроля за опасными объектами лежали благие намерения и, в общем-то, здравый смысл — снижение государственного влияния. Инициативная группа промышленников и экспертов, проводящих экспертизы промышленной безопасности, задумалась: почему регламентируется толщина стенки нефтяного резервуара? Если он сделан из очень прочного материала, почему мы не может сделать его тоньше? Времена меняются, нормативы и правила устаревают, появляются новые материалы, которые можно активно использовать. Это все они надеялись вложить в новый закон. Но в итоге неожиданно для всех приняли несколько иную редакцию поправок: законодатели ввели туманную формулировку — «обоснование безопасности». Идея состояла в следующем: если компании сложно выполнять требования промбезопасности в каких-то условиях, она может предложить свой план своих действий, который бы доказывал, что риск для окружающих от этой деятельности не возрастет. Допустим, необходимо реконструировать очень старую нефтебазу. Велика вероятность того, что с тех пор город, в котором она находится, сильно разросся. В итоге окажется, что, расширяя производство, собственники объекта нарушат все законы, связанные с промбезопасностью. По новым же правилам, собственник может предложить свои технические решения.

Но есть у этой нормы и обратная сторона. Допустим, ОПО эксплуатирует недобросовестный предприниматель, которого не слишком беспокоит безопасность этого объекта. Тогда он нанимает экспертную компанию, которая пишет обоснование безопасности. При этом Ростехнадзор из этой схемы выключен. Вся хитрость в том, что до сих пор неясно, как должно это основание выглядеть и какие сведения содержать. Раньше, до революционных поправок, проектные документы проходили экспертизу. Эксперт писал свое заключение, которое отправлялось в надзорные органы. Проверяющие смотрели состав документов и экспертизы и соглашались с их содержанием или нет. Сегодня же надзорный орган проверяет лишь наличие этих документов: по закону, он должен лишь формально их учесть.

Ступайте в лифт с осторожностью

Особую озабоченность в сфере либерализации промышленной безопасности вызывают лифты, в которых все мы каждый день ездим. В России нет госоргана и единой статистической информации, обобщающих данные по несчастным случаям, связанным с эксплуатацией лифтов. Но данные от Следственных управлений Следственных комитетов РФ, МЧС, Ростехнадзора, Минтруда и СМИ объединил Национальный лифтовой союз (НЛС). Выяснилось, что в 2013 году в России произошло 28 несчастных случаев при эксплуатации лифтов. Пострадало 39 человек, 12 из них погибло. То есть за год травматизм не снизился. Больше половины происшествий произошло в пассажирских лифтах, установленных в жилых домах. Три несчастных случая произошли в Петербурге. Основной причиной, поясняют в Союзе, по-прежнему остается грубое нарушение правил пользования и эксплуатации лифтов, а также большая изношенность лифтового отечественного парка. По состоянию на середину текущего году в России произошло 24 несчастных случая при эксплуатации лифтов. Пострадало 30 человек, семеро из них погибли. С января частично выгорели или полностью уничтожены более 60 лифтов, один человек погиб и двое попали в больницу. Сложно сказать, является ли это непосредственно следствием поблажек в законодательстве, но в любом случае техническое состояние лифтового оборудования в России вызывает серьезную обеспокоенность специалистов.

С 2013 года после исключения лифтов из категории опасных производственных объектов Ростехнадзор не учитывает и не расследует причины аварий и несчастных случаев, произошедших при эксплуатации лифтов. Об этом говорит Андрей Аникеев, руководитель комитета по аналитике и статистике НЛС. Да, у нас действует Техрегламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» от 2011 года. Однако он не устанавливает требования к порядку расследования аварий и несчастных случаев с лифтами.

Послабление хлору

Сегодня надзорные органы делают массу послаблений и химическим предприятиям. «На тематических конференциях и вовсе звучат предложения убрать требования к технологическим процессам, что совершенно невозможно и небезопасно», — сетует Борис Ягуд, исполнительный директор Ассоциации предприятий хлорной промышленности. Ростехнадзор ежегодно пишет планы разработки Федеральных норм и правил (ФНП) и успешно их выполняет. Недавно Минюст утвердил правила обращения с хлором, и с августа 2014 года они вступают в силу. «Создание ФНП мы горячо поддерживаем, поскольку долгое время в сфере нашей деятельности сохранялся правовой вакуум. Было время, когда функцию нормативного регулирования у Ростехнадзора отобрали, при этом никому ее не передав. Сегодня справедливость восстановлена — все же именно Ростехнадзор может выполнять эту работу качественно», — добавляет он. «Фактического воздействия тех изменений, которые произошли в нашем законодательстве, пока ощутить очень сложно», — считает президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко. «Нормативных документов, которые бы уточняли действие закона, по-прежнему нет, поэтому сейчас настало время мутной воды», — полагает он. Логика в законе прослеживается. Например, из списка ОПО убрали малые производственные предприятия, на которых разливали металл. Согласитесь, незачем небольшую компанию, которая отливает, скажем, подсвечники, относить к малоопасным объектам, ведь производство-то небольшое. Но законодательно необходимо ставить некие барьеры на пути тех, кто захочет воспользоваться неожиданно свалившейся свободой в гнусных целях, полагает специалист.

Впрочем, повод для оптимизма у нас есть. Специалисты оценивают состояние ОПО на Северо-Западе не хуже, чем во все стране. Более того, в регионе постоянно растет количество промышленных объектов. В первую очередь это портовая инфраструктура и трубопроводный транспорт. За счет того, что в эти проекты вкладываются внушительные суммы, с технической точки зрения, эти объекты находятся на высоком уровне.

Автор: Снежана Панина
Источник: газета «Ведомости»

 
Яндекс.Метрика