<< Декабрь 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Обоснование санитарно-защитных зон промышленных предприятий: теория и практика

21.11.2016

В статье рассмотрены аспекты применения методологии оценки риска при обосновании санитарно-защитных зон для промышленных предприятий.

Как известно, установление границ санитарно-защитных зон осуществляется на сновании решения главного государственного санитарного врача РФ либо главного государственного врача субъекта РФ. При установлении санитарно-защитной зоны уполномоченными органами исполнительной власти на генеральный план территории наносятся ее границы. Таким образом, санитарно-защитная зона становится линией градостроительного регулирования. Кроме того, санитарными нормами определяются виды использования территории, попадающей в ее границы. Необходимость разработки и установления санитарно-защитных зон продиктована как требованиями законодательства, так зачастую и жизненными реалиями. К примеру, это один из способов ограничить размещение в своей непосредственной близости территории с нормированными параметрами качества среды, таких как садоводческие участки либо территории жилой застройки. Особенно это актуально для крупных промышленных городов, где жилищное строительство очень часто ведется по принципу уплотнительного.

В данной ситуации значительные размеры буферной территории санитарно защитной зоны позволяют предприятию выполнять реконструкцию своего производства, направленного, как правило, на увеличение мощности, что вызывает увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При наличии буферного размера, необходимость отселения населения с территории санитарно-защитной зоны будет отсутствовать ввиду того, что нормативные параметры качества среды обитания достигнуты на границе до жилой зоны. Обоснование границ размера санитарно-защитных зон для предприятий в зависимости от класса опасности и вида деятельности объектов включает выполнение оценки химического, акустического, вибрационного и электромагнитного воздействия.

С 1 марта 2008 года, в связи с изменениями, внесенными в санитарные правила, определяющие требования к порядку разработки санитарно-защитных зон, законодательно закреплена процедура выполнения оценки риска здоровья населения при обосновании санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 класса опасности. К этому моменту уже было разработано и введено в действие руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Данное руководство является основным методическим документом в области оценки рисков здоровья населения. Руководство было разработано в рамках гармонизации российских санитарно-эпидемиологических законодательных актов с нормативными документами Всемирной организации здравоохранения Евросоюза, США в области охраны здоровья человека и среды его обитания.

Принципиально положения этой методики, состоящие в заключении в единый процесс принятия решения по оценке риска и управления, сформулированы в США в начале 1980-х годов. Начиная с этого времени, во всем мире было разработано значительное количество методов для установления различных видов риска и различных причин, обуславливающих необходимость такой оценки. Так, в настоящее время мировым сообществом данная методика рассматривается как наиболее адекватный критерий анализа влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на индивидуальное популяционное здоровье. В связи с этим, концепция оценки риска практически во всех странах мира и международных организациях применяется в качестве главного механизма для разработки и принятия управленческих решений как на государственном уровне, так и на уровне отдельного производства.

Рассмотрим с вами процедуру проведения оценки риска для здоровья населения. Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции. Основной целью исследования является определение вероятности развития канцерогенных и неканцерогенных патологических состояний при воздействии химических веществ на население, проживающее в районе расположения источника загрязнения окружающей среды. Основная задача состоит в получении и обобщении информации о факторе, оказывающем неблагоприятное воздействие на здоровье человека, способах и методах его определения, а также изучение среды обитания и собственно здоровья самой исследуемой популяции.

Концепция исследования по оценке риска включает в себя 4 основных этапа:

  • 1 этап — идентификация опасности;
  • 2 этап — оценка зависимости «доза — ответ»;
  • 3 этап — оценка экспозиции;
  • 4 этап — характеристика риска.

Идентификация опасности заключается в сборе и оценке доказательств способности того или иного фактора воздействия промышленного объекта на среду обитания вызвать определенные вредные эффекты у человека. Основной задачей этапа идентификации опасности является выбор приоритетных химических загрязнителей, изучение которых с достаточной надежностью позволит характеризовать уровни риска и источники его возникновения.

Оценка зависимости «доза — ответ» представляет собой количественную характеристику, токсикологическую информацию и установление связи между воздействующей дозой загрязняющего вещества и случаями вредных эффектов у населения, подвергающегося воздействию.

Анализ зависимости «доза — ответ» предусматривает установление причинной обусловленности воздействия вредного эффекта при действии определенного загрязнителя, а также увеличение интенсивности возрастания наблюдаемого эффекта при увеличении дозы. На данном этапе осуществляется обобщение и анализ имеющихся данных о гигиенических нормативах, безопасных уровнях воздействия, критических органах и системах, а также об ожидаемых вредных эффектах. При оценке экспозиции устанавливается количественное поступление химического вещества в организм различными объектами окружающей среды. Это может быть не только атмосферный воздух, это, помимо прочего, вода, пищевые продукты. Данный этап включает в себя характеристику источника загрязнения, характеристику маршрутов движения загрязняющих веществ от источника к человеку, определение путей и мест воздействия, установления уровня экспозиции для популяции, в том числе путем математического моделирования.

Характеристика рисков включает в себя анализ всех полученных данных, расчет рисков для исследуемой популяции и оценку ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения как ответ на экспозиционные нагрузки. Кроме того, на данном этапе выполняется анализ распределения риска на территории загрязнения. Основной задачей этапа характеристики риска является сравнительная оценка и ранжирование различных рисков по степени их статистической, медико-биологической, социальной значимости и также установление приоритетов тех рисков, которые должны быть предотвращены или снижены до приемлемого уровня. Проведение исследования, результатом которого является характеристика риска канцерогенных и неканцерогенных эффектов, предназначено для управления риском. Суть управления риском заключается в разработке оптимальных решений по управлению или снижению уровней рисков в результате совокупного рассмотрения как результатов проведенного исследования по оценке риска, так и экономических, медико-социальных, технических и иных факторов. Таким образом, оценка риска является одним из инструментов для комплексной оценки экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации на исследуемой территории, а также способом определения приоритетов мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Помимо прочего методы территориального распределения рисков позволяют выполнить оценку экономических ущербов здоровья населения от загрязнения среды обитания для метода обоснований наиболее эффективных экономических решений по минимизации рисков.

Стратегия контроля уровня риска чаще всего предусматривает несколько из вариантов. Как правило, это ограничение числа экспонируемых лиц, ограничение вида пользования территории с риском. Данное положение реализуется градостроительным зонированием городов и территорий и выделением функциональных зон для размещения там тех или иных объектов.

Ограничение или полный запрет прямого контакта человека с опасными химическими соединениями реализуется как в виде установления ПДК для различных веществ, так и в виде запрета выбросов химических веществ в атмосферу, а также для разработки и внедрения федеральных ведомственных целевых программ, направленных на улучшение качества окружающей среды и профилактику неинфекционной заболеваемости.

Автор: Мария ЗАКИРОВА, руководитель департамента по оценке риска ООО «Городской центр экспертиз — Экология»

Источник: ТехНАДЗОР № 9 (118)

 
Яндекс.Метрика