Финансовый консалтинг более востребован, чем аудит

Среди главных тенденций минувшего года на рынке аудита и консалтинга большинство опрошенных журналом «Финансовый директор» компаний назвали рост спроса на услуги и повышенный интерес именно к финансовому консалтингу. По мнению экспертов, в нынешнем году эта тенденция получит свое развитие.

Спрос на услуги аудиторских и консалтинговых компаний на сегодняшний день существенно превышает предложение. Причин тому несколько, однако одними из главных эксперты называют рост «цивилизованности» бизнеса и повышение интереса к консалтинговым услугам со стороны средних компаний.

Сразу несколько факторов предопределили рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг в 2007 году. Во-первых, общий рост экономики – по итогам года ВВП получил весомую прибавку в 8,1%. Во-вторых, динамично развивались многие средние предприятия, и это также повлияло на увеличение спроса на финансовый консалтинг. Если раньше основными клиентами аудиторских и консалтинговых фирм были крупные компании, то сегодня это и средний, и малый бизнес, особенно небольшие, но быстрорастущие компании. Их руководители поняли, что скупой платит дважды, а потому не экономят на консалтинге.

В-третьих, происходит взросление бизнеса, усложнение задач, стоящих перед ним. Это существенно повышает спрос на качественный финансовый консалтинг. Иными словами, бизнес развивается не только вширь, но и вглубь.

И наконец, фактором, определяющим основные тренды развития аудиторско-консалтингового рынка, является дальнейшее все более решительное и последовательное движение бизнеса в сторону большей публичности: все обратили взоры на открытые рынки финансов и поняли, что есть замечательные механизмы привлечения средств на свое развитие, в частности, выход на фондовые рынки. Это способствует росту объема услуг в целом – и по аудиту, и по финансовому консалтингу.

Финансовый консалтинг популярнее аудита

Все больший интерес у компаний вызывает широкий спектр консалтинговых услуг, все менее востребован аудит как таковой. По словам ряда экспертов, аудит уходит на второй план. Некоторые участники рынка замечают, что удельный вес аудиторских услуг остается меньшим по сравнению c консалтинговыми и иными сопутствующими услугами. Такое соотношение аудита и финансового консалтинга характерно для всего российского аудиторского рынка, так как тенденции на рынке формируют крупные аудиторские компании: на их долю приходится бoльшая часть доходов в общем объеме рынка.

Потребность в финансовом консалтинге возникает не столько у финансовых директоров, сколько у руководителей и собственников бизнеса. Это связано с тем, что зачастую в компаниях отсутствуют четко выраженные организационная и финансовая структуры, оперативная информация о финансовом состоянии предприятия, в том числе о фактической налоговой нагрузке, стратегическое планирование. Увеличилась потребность в привлечении консультантов для решения вопросов по управлению бизнес-процессами, в частности в производстве (управление качеством, активами, персоналом, автоматизация и др.).

Цены на финансовый консалтинг и аудиторские услуги в 2007 году выросли несущественно – примерно на 10–15%, что соответствует темпам роста инфляции. Рост цен в первую очередь связан с ростом зарплат. Вместе с тем для компаний-клиентов цены перестали быть первостепенным критерием при выборе партнера. Качество услуг меняется местами с ценой и выходит на первое место по важности для клиентов. Многие убедились, что организация действительно качественного предоставления услуг сопряжена у исполнителя с высоким уровнем издержек.

Что год текущий нам готовит
По мнению экспертов, в 2008 году продолжится рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг. При этом, по прогнозам, рынок будет расти в основном в части аудита отчетности по МСФО, консалтинга в сфере управления, а также в части оказания комплексных финансовых услуг (финансовый консалтинг). Рост рынка будет способствовать активизации конкуренции.

В целом российский рынок аудиторско-консалтинговых услуг будет развиваться в русле мировых тенденций. Постепенно будет упорядочиваться разделение клиентов между крупнейшими международными и российскими компаниями. В России крупные компании пока eще пользуются услугами небольших аудиторских фирм. Постепенно подобных ситуаций станет меньше. Средние по размеру компании в большей степени будут обслуживать средних по размеру клиентов.

Таким образом, мелкие аудиторско-консалтинговые компании рано или поздно уйдут с рынка, что в конечном итоге должно способствовать стабилизации качества услуг и цен на рынке.

Обзор подготовлен по материалам журнала «Финансовый директор» (№4, апрель 2008)

 
Яндекс.Метрика