Депутаты Госдумы предлагают в ответ на новые санкции США запретить международным аудиторам, юристам и консультантам работать в России. Эксперты опасаются, что в случае принятия закон серьезно ударит по экономике самой России и поставит крест на привлечении в нее иностранного капитала.
Депутаты Госдумы предлагают запретить международным аудиторам, юристам и консультантам работать в России. Это один из тезисов, который содержится в законопроекте об ответных мерах на расширение санкций США, внесенном на днях в парламент. Эксперты говорят, что закон поставит крест на привлечении иностранного капитала в нашу страну.
Законопроект о контрсанкциях был внесен в Госдуму РФ 13 апреля. В нем содержится довольно широкий перечень мер, которые Россия собирается предпринять в качестве ответа на санкции Минфина США в отношении 24 россиян и 14 российских компаний, принятые 6 апреля. Один из ответных шагов — полный запрет на работу в России для консалтинговых и аудиторских компаний, которые находятся под юрисдикцией США или более чем на 25% принадлежат американским юрлицам, а также для компаний тех государств, которые поддержали санкции США против российских компаний и физлиц. Если закон примут, эти фирмы не смогут оказывать услуги государственным и муниципальным структурам, а также отдельным видам юрлиц (банкам, страховым компаниям, ОАО и прочим).
Рассмотрение законопроекта намечено на середину мая. Эксперты уверены, что у инициативы могут быть тяжелые последствия. Одно из них — изоляция России от международного рынка инвестиций, поскольку иностранные инвесторы и банки всегда ориентируются на оценки международных консультантов, начиная бизнес в России. С отечественными специалистами они советуются значительно меньше.
Большинство опрошенных «ДП» консультантов с иностранными корнями, а также представителей бизнеса, которые регулярно обращаются к их услугам, от комментариев воздержались. Многие просто выражались нецензурно. Но не все.
«Мы глубоко обеспокоены тем, что неустанные труды на благо государства явным образом подорвали и без того ослабленные когнитивные способности депутатов Государственной думы», — иронизирует генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.
«Данный законопроект деятельности компании Maris не коснется. Так как компания Maris является российским юридическим лицом, зарегистрированным по законам РФ. В уставном капитале нет доли иностранного участия. В штате компании нет иностранных сотрудников. Наша работа с международной компанией CBRE строится на основе договора о сотрудничестве», — заявил генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE Борис Мошенский.
«Мы не находимся в зоне риска с точки зрения принадлежности к международным консультантам, потому что, по сути, лишь один из бизнесов внутри группы компаний является представителем сети американского бренда NAI в России. Но при этом структура капитала исключительно российская. Но очевидно, что подобный закон — большой удар по российской экономике особенно в плане привлечения иностранных инвесторов, а также удар по открытости России для зарубежных инвестиций. Если его примут, существенно упадет уровень доверия к нам и могут сократиться возможности, благодаря которым зарубежные компании могли хоть как-то понимать нашу российскую экономику. Международные консультанты путем сочетания международного бренда, зарубежного управленческого персонала и основного российского находили ту формулу работы, при которой российские реалии были понятны мировому сообществу», — переживает управляющий директор центра развития недвижимости NAI Becar Ольга Шарыгина.
«Отношение к этой инициативе у меня троякое. Во-первых, как российский аудитор, я буду рад — для меня расчистят поляну. Но это, конечно, субъективное восприятие. Во-вторых, я не люблю всякие ограничения и запреты. Любой рынок лучше развивается в свободных условиях. И третье, я также понимаю, что иностранные компании вполне могут быть инструментом и источником информации для наших недружественных партнеров. Мы тоже работаем за рубежом, и я всегда удивляюсь, почему спецслужбы не интересуются, что мы там видим. А стоит поинтересоваться — очень многое можно узнать, хотя бы в области конкурентной разведки. Газовая битва, которую ведет Дональд Трамп, вполне может привести к тому, что у иностранных коллег-консультантов могут поинтересоваться, что планируют „Газпром“ или „Роснефть“. Я, вообще, не понимаю, как иностранные аудиторы работают со стратегическими предприятиями, где требуется лицензия на гостайну. На мой взгляд, компания не может быть допущена к секретным сведениям, если ее руководитель — иностранец. Так что, я за то, чтобы деятельность таких фирм на нашем рынке была, как минимум, ограничена», — заявил президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко.
И добавил, что принятие этого закона не отрежет российскую экономику от международного рынка заимствований и инвестиций. «Международные аудиторские группы пришли сюда вслед за инвесторами, а вовсе не приводили их. Не они формируют инвестиционный рынок. Это миф — что их присутствие, их заключение даст доступ к международному ресурсу. Основная масса работы иностранных аудиторских групп заключается не в том, что они консультируют российский бизнес по международному законодательству. Они делают здесь ту же работу, которую способны делать и наши компании: проверка отчетности, консультации по налогообложению, оценка и т. д. И, в конце концов, работу выполняют люди, а не бренды», — заключил Александр Москаленко.
В I квартале 2018 года общий объем инвестиционных сделок только на рынке недвижимости России, по данным JLL, составил $728 млн, что оказалось на 8% ниже результата аналогичного периода 2017 года. При этом доля иностранных инвестиций в общем объеме сделок увеличилась до 33% (в I квартале 2017 года она составляла 21%). «Зарубежные инвесторы продолжают проявлять интерес к российским активам. Мы ожидаем закрытия ряда сделок с иностранными именами в нынешнем году», — говорят в JLL.
Источник: Деловой Петербург
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61