19.06.2020
Интервью с президентом группы компаний «Городской центр экспертиз» Александром Москаленко по поводу очередного подтопления города после прошедшего накануне ливня.
После температурного рекорда Петербург пережил рекордный ливень. За два часа выпала почти половина месячной нормы осадков. От удара молнии на берегу Финского залива погиб шестилетний ребёнок. Пригородные электрички прибывали с опозданием, рабочим приходилось расчищать пути от деревьев. Деревья падали и в Петербурге, например, на Петровском проспекте под завалом оказалось такси. Очевидцы сообщили о падении башенного крана на стройплощадке в Красногвардейском районе. Подтопления наблюдались на севере города, а также в Ломоносове, Петергофе и Кронштадте. Во время непогоды обострилась традиционная для Петербурга проблема — ливневая канализация не справляется с потоками воды. Горожане активно выкладывали в соцсетях фото и видео с фонтанами, бьющими из люков. Пользователи отмечали, что на некоторых участках людям приходилось идти буквально по щиколотку в воде. Ситуацию шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсудил с президентом группы компаний «Городской центр экспертиз» Александром Москаленко.
— Александр Владимирович, с чем Вы связываете то, что ливневая канализация, так называемая «ливнёвка», в очередной раз не справилась и мы на фото и видео видим, как люди идут по щиколотку в воде?
— Честно говоря, я и сам вчера попал в этот потоп. Видимость была метров 40–50, я двигался по КАД в сторону залива.
Что касается канализации. Начнем с того, начал ее строить Петр I, при чем именно ливневую, а не бытовую. Глобально это выглядит так. Представьте территорию квадратный километр, время от времени на нее выпадают большие и малые дожди. И вода уходит разными способами, по поверхности, собираясь в разные ручейки, просачивается под землю, уходит в подземные реки, как-то распределяется. Осваивая территорию, человек старается ее как-то заасфальтировать, забетонировать, не давая воде двигаться естественным образом. Собираем её в одно место и пытаемся отвести.
— В этом смысле преимущество наверное у тех районов, где много газонов и зеленых насаждений?
-Да, и вообще преимущество малых городов. Но вот что дальше интересно. Мы создаем систему и пытаемся её отвести и делаем стандартную ошибку. Создали ближе к центру, к Неве, коллекторы и к ним продолжаем присоединять новые, новые районы, дома. В одно достаточно узкое «горлышко» подводить все больше и больше воды. Естественно она не справляется с большими ливнями.
Второе, если помните у нас крыши тоже падают под снеговой нагрузкой, к сожалению часто с трагическим исходом. Конструктора (проектанты) говорят: «Мы проектируем по нормам». Но никакого 10–20 кратного запаса никто не предусматривает — это удорожает строительство. «По нормам сделали, а то что природа „выдала“ больше нормы, мы не виноваты».
Ровно тоже самое происходит с ливневой канализацией: залитые дороги — это наш «конструктизм». Посмотрите, дорога всегда ниже окружающей территории и мы почти не видим затопленных парков. А вот дорогу у нас обязательно заливает. В дороге тоже есть отводные отверстия, причем хорошо спроектированные, с наклоном к ним, это небольшие отверстия в бордюре. Но они реально небольшие. Вся эта система не рассчитана на большое количество воды.
— Вопрос резюмирующего характера: что делать? Можно ли что-то изменить?
— Конечно, можно. Самый простой выход — это переделать, увеличив диаметр труб, но это требует колоссальных средств. Поэтому первоочередная задача — децентрализовать. Задуматься о том, куда, кроме Невы, сбрасывать воду. Новые микрорайоны, их сейчас строят как «микро города», должны иметь какую-то систему заранее предусматривающую больший объем возможной воды и уводящую ее не в одну и даже не в две точки. Конечно по максимуму оставлять место для зелёных насаждений, газонов. В принципе Европа так и живет, «кивнём» в её сторону очередной раз.
Источник: Business FM Санкт-Петербург
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61