Business FM Петербург собрал мнения специалистов о перспективах взаимоотношений Петербурга и Финляндии на фоне новостей о вступлении последней в НАТО.
Как могут измениться социально-экономические связи Петербурга и Финляндии после вступления страны Суоми в НАТО? Данный вопрос обострился после сообщения о том, что Турецкий парламент ратифицировал соответствующий протокол. Если оставить за скобками военные приготовления, то в остальном всё, по мнению аналитиков, останется по-прежнему, поскольку Финляндия и без присоединения к Североатлантическому альянсу соблюдала санкционный режим. Историю связей Суоми с Петербургом напоминает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич
Нужно вернуться в 1990-1992 годы. Реальное раскрытие потенциала нашего города, как окна в Европу, началось не с Эстонии — что, в общем-то, понятно — а с Финляндии. Финны были заинтересованы в кооперации, много для этого делали. Сотрудничество шло буквально по всем вопросам. Я в 1991 году уже работал в комитете по внешним связям в мэрии города и прекрасно помню, что финские делегации практически не покидали первый этаж известного здания, поскольку был огромный интерес. Но еще и в советское время существовал Ленфинторг — объединение, которое занималось экспортом в Финляндию наших некоторых сырьевых товаров и закупками продукции там. Финны после вступления в Европейский союз в 1995 году постепенно эволюционировали на антироссийские позиции. Этот процесс шел медленно. В 2009 году на финской границе с финской стороны можно было, например, за покупки расплатиться рублями. Значительное число смешанных браков: по некоторым данным, до 50 тысяч. Ну и вот, на наших глазах всё это закончилось.
Проблемы на себе испытывают и петербургские учёные, которые лишены возможности участвовать в научных конференциях, в частности в Хельсинкском университете. Рассказывает профессор Высшей школы экономики Андрей Заостровцев.
Профессор Высшей школы экономики Андрей Заостровцев
Я много лет ездил регулярно на конференцию в Хельсинский университет. Сейчас это невозможно. Я не знаю, какие еще остались совместные гуманитарные проекты. Мне кажется, что уже, наверное, почти ничего не осталось. Мы лишились контакта с миром, с разными точками зрения людей со всего мира, которые собирались там на ежегодные конференции, которые посвящались бывшим социалистическим странам, но основной фокус был на России. Там продавалась литература, выпущенная разными институтами, не только Хельсинским университетом. Информационное поле сужается.
В Госдуме, в свою очередь, заявили, что ответом на вступление Финляндии в НАТО может стать пересмотр договоров, в частности – соглашения об аренде Хельсинки российской части Сайменского канала. Мнение президента группы компаний «Городской центр экспертиз» Александра Москаленко.
Президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко
Отношения по поводу Сайменского канала урегулированы двусторонним соглашением уже давно. И как-то нет смысла его менять. Нам он не очень нужен, скажем честно. Им он нужен больше. А мы за это получаем определенные средства и какие-то еще преференции. Вступление в блок НАТО — это, всё-таки, не война. Сайменский канал, как более яркий пример режим проливов Босфор и Дарданеллы, или Панамского канала, или чего-то еще. Война войной, а обед по расписанию — проливы функционируют. Будем говорить честно, военного значения там нет — он торговый, экономический. Более того, его не сравнить с Дарданеллами и нашим большим Морским каналом — живет и живет.
Напомним, ранее «Известия» сообщили о том, что под Петербургом появится пункт базирования российской морской авиации. По данным Минобороны, технику разместят на аэродроме Левашово. Отмечается, что, находясь в Ленинградской области, самолеты смогут держать под контролем всю Балтику.
Фото: Joakim Honkasalo / unsplash.com
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61