18.12.2019
25 ноября 2019 года одна из крупнейших экспертных организаций – Группа компаний «Городской центр экспертиз» отмечает свой 25-летний юбилей. В преддверии знаменательной даты эксклюзивное интервью журналу «ТехНАДЗОР» дал президент широко известной не только в России, но и за рубежом группы компаний Александр Москаленко.
– Александр Владимирович, четверть века на рынке обеспечения промышленной безопасности – это очень солидный срок. Расскажите, как все начиналось, какие вехи в истории компании вы бы выделили особо?
– Начиналось все в трудные 90-е годы. Не секрет, что все учредители группы компаний «Городской центр экспертиз» с военным прошлым – офицеры Военно-морского флота. С Андреем Анатольевичем Каменским и Вадимом Александровичем Пименовым мы вместе учились, с Алексеем Николаевичем Исаковым встретились уже на службе.
С Алексеем Николаевичем Исаковым мы служили в части, где производилось испытание вооружения. Опыт обращения с новыми разработками приучил наш разум к техникообразному мышлению. Это во многом и определило нашу будущую деятельность.
В стране происходили большие экономические изменения, по решению Правительства от предприятий потребовалось переоценить основные фонды (оборудование, технику, станки и прочее). По существу это экспертно-оценочная деятельность, в ходе которой предполагалось произвести переоценку всех фондов предприятий всех отраслей от Калининграда до Владивостока.
И мы занялись этой работой. Методических основ для деятельности в стране еще не было, таких специалистов, как оценщик, никто не готовил. Нам приходилось многое создавать, подбирать экспертов, обучать, выстраивать режим работы с предприятиями. Благодаря этим усилиям мы смогли завоевать авторитет у заказчиков, так у нас сложился первый круг клиентов в промышленной сфере.
Выход в 1997 году закона о промышленной безопасности стал одной из основных вех в истории нашей группы. Ни в российском, ни в советском законодательстве у этого закона не было аналогов, он проистекал из международных документов о промышленной безопасности.
С самого основания мы были и есть максимально клиентоориентированы. Мы искренне ценим тот факт, что заказчики привлекали именно нас, звонили и ставили нам новые задачи, наша деятельность развивалась в ответ на запросы клиентов. Так у нас появилось следующее направление – промышленная безопасность, и мы стали одними из первых, кто получил лицензию на оказание услуг в сфере промышленной безопасности.
Каждое новое направление было новым не только для нас, но и для консалтингового рынка страны в целом, поэтому основной упор мы делали на кадры. Тщательный подбор, активный поиск опытных специалистов и привлечение молодых энтузиастов, завершающих обучение в вузах, дали нам отличный результат.
Отмечу, что много первоклассных экспертов, понимающих специфику оценки риска, мы нашли тогда среди атомщиков. Большую поддержку оказывали и продолжают оказывать нам российские вузы. Треть самого первого потока профессиональных инженеров по промышленной безопасности, подготовленного Санкт-Петербургским государственным технологическим институтом, пришла к нам на стажировку, а потом на работу. За последние 5 лет у нас трудоустроено 50 молодых специалистов, но мы трепетно бережем и ценим и наших «знатоков». Так что создание коллектива экспертов стало одним из важнейших этапов в истории компании.
В дальнейшем, когда мы поняли, что перед нашими клиентами стоят вопросы экологии и они хотят, чтобы эти вопросы взял на себя «Городской центр экспертиз», у нас появилось следующее направление.
Затем, с выходом Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, предприятиям снова понадобилась квалифицированная помощь, и они снова обратились к «Городскому центру экспертиз», и в этой области нам удалось занять лидирующие и значимые позиции в экспертном сообществе.
– Российская действительность отличается постоянными нормотворческими изменениями. Участвуете ли вы в разработке нового закона о промышленной безопасности? Что принципиально нового предлагается новым документом внести в эту сферу?
– За 22 года действия положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ претерпели порядка 200 изменений, а в 2013 году закон был радикально переработан. Сейчас нас снова ждут радикальные изменения в отрасли. Когда готовился Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ, который и внес те значительные правки 2013 года в 116-ФЗ, сам процесс законотворчества был построен совсем иначе, многократно проводились обсуждения, встречи, круглые столы.
В разработке нового закона о промышленной безопасности мы участвуем через Российский союз промышленников и предпринимателей. Другие предлагаемые сейчас формы нам не так удобны, и хотя формально процедуры обсуждения выдерживаются, есть механизмы высказывания своего мнения о законопроекте, но они не так понятны, потому что происходят по большей части виртуально, без возможности напрямую контактировать с авторами документа.
К новому законопроекту у его будущих эксплуатантов есть целый массив замечаний, и они были собраны Министерством экономического развития. Но нам представляется, что выборка организаций, чьи замечания были представлены в заключении Министерства по законопроекту, не показательна. На наш взгляд, процесс обсуждения нужно было проводить более широко и открыто.
Главное опасение вызывают такие нововведения, как диагностические мероприятия, которые должны прийти на смену экспертизы промышленной безопасности. Неясно, было ли просчитано, как ожидаемые изменения отразятся на работе предприятия и его безопасности. Анализу нового закона можно посвятить целую рубрику в журнале, так как он затрагивает интересы множества организаций и специалистов.
– В этом году Ростехнадзор занимался тотальными проверками экспертных организаций. Что вы думаете об этой акции и как относитеськ инициативе составления рейтинга экспертных организаций?
– Вероятно, что тотальные проверки Ростехнадзором экспертных организаций в этом году, как и ранее, стали неким «крестовым походом» за повышением качества услуг. Это актуальная проблема для многих сфер, но напомню, что экспертиза промышленной безопасности – это лицензируемая деятельность. Кроме того, не так давно уже была введена аттестация экспертов в области промышленной безопасности.
Ожидалось, что сокращение количества экспертных организаций приведет к улучшению качества услуг. Но еще на стадии разработки постановления Правительства РФ об аттестации экспертов в области промышленной безопасности многие специалисты говорили, что это приведет лишь к так называемому переделу рынка. Анализ результатов аттестационной кампании показывает, что они были правы, массового улучшения качества регуляторы не добились.
Гораздо существеннее, на мой взгляд, на качество услуг может повлиять внимание Ростехнадзора к вопросам методологии и организации проведения работ по ЭПБ.
Но есть и альтернатива – переход ЭПБ от лицензирования к саморегулированию, как это произошло раньше со строительной, оценочной и другими сферами. В рамках СРО есть смысл проводить рейтингование, при лицензировании не вижу необходимости.
– Кроме ЭПБ, ГЦЭ развивает экологическое направление. Расскажите об этом, участвуете ли в помощи компаниям по получению принципиально новых документов – комплексных экологических разрешений (КЭР)?
– Экологическое направление у нас одно из старейших, и несколько лет назад в структуре группы компаний ГЦЭ была создана и аккредитована собственная испытательная лаборатория, способная измерять и контролировать промышленные выбросы предприятий, атмосферный воздух на границах санитарно-защитных зон, контролировать все виды отходов, а также загрязнение почвы.
Мы стараемся быть там, где можем быть полезными для наших партнеров. Сейчас в нескольких регионах страны наши экологи принимают участие в разработке проектов, связанных с квотированием выбросов вредных веществ в атмосферу по программе, предусмотренной Федеральным законом № 195-ФЗ от 26.07.2019 «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», в рамках национального проекта «Экология».
Что касается комплексных экологических разрешений, в настоящее время предприятия еще не имеют возможности получать данные документы. Это связано с неготовностью нормативно-правовой базы, и мы активно участвуем в ее разработке и подготовке и, конечно, оказываем консультационную помощь по данному вопросу нашим заказчикам.
– Охрана труда тоже входит в круг интересов вашей компании. СОУТ – что она дает предприятиям, влияет ли на безопасность персонала?
– На каждом предприятии проведение специальной оценки условий труда может стать отправной точкой для многих процессов, обеспечивающих безопасность работника даже тогда, когда сам работник об этом не задумывается. Для этого СОУТ надо рассматривать не как формальную процедуру, а как элемент менеджмента предприятия.
Если вы спросите специалиста по охране труда, на что влияет СОУТ, он непременно ответит, что спецоценка влияет на определение суммы обязательных страховых отчислений в пенсионный фонд, на то, какие медосмотры будут назначаться на том или ином рабочем месте, на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Хотя СОУТ не составляет перечень тех СИЗ, которые положены работнику, но спецоценка может влиять на их определение.
Консультируя наших клиентов, мы рассказываем им о тенденциях, которые заметили в последнее время. Например, по определенным социальноэкономическим причинам выросло число выявлений профессиональных заболеваний у работников, уходящих на пенсию. Если эти риски, выявляемые экспертами во время проведения оценки, учесть и попробовать минимизировать, улучшив условия труда сейчас, то в будущем и работник будет убережен от потери здоровья на рабочем месте и предприятие не понесет дополнительную финансовую нагрузку.
Сейчас во всех отраслях надзора происходит внедрение риск-ориентированного подхода, и эта сфера – не исключение.
Благодаря оценке условий труда идет выявление вредных и опасных производственных факторов, и предприятия начинают понимать, где у них существуют превышения норм воздействия негативных факторов. Таким образом, спецоценка является фундаментальным процессом для дальнейшего проведения оценки риска и первым шагом к минимизации профзаболеваний и исключения травматизма.
– Как в целом вы бы охарактеризовали состояние ПБ в нашей стране в сравнении с другими странами, ведь ГЦЭ имеет представительства за рубежом.
– Наш опыт работы за рубежом, а также опыт работы с западными экспертами в рамках рабочей группы Организации Объединенных Наций по разработке документов и правил в области анализа риска и промышленной безопасности показывает, что состояние документов верхнего иерархического уровня примерно на одном уровне. Наш действующий закон о промышленной безопасности коррелирует с международными конвенциями. Различия заметны при изучении документов, регламентирующих методологию обеспечения промышленной безопасности.
Западная нормативно-техническая документация носит качественный, рекомендательный характер, российские регламенты отличаются ярко выраженной количественной оценкой. И, на наш взгляд, это не плохо и не хорошо, так сложилось.
За рубежом ответственность за последствия промышленных аварий через механизмы страхования больше возлагается на собственника предприятия. У нас, в силу исторических особенностей, почти всегда государство берет на себя часть расходов на оказание помощи потерпевшим.
Наши специалисты анализируют и российские, и мировые происшествия на промышленных объектах. Большую «пищу для размышлений» мы получили в ходе Международного форума по промышленной безопасности, который проводили на протяжении 16 лет. Этот опыт позволяет сделать выводы, что причины аварийности и в России, и в мире одинаковы, прежде всего, это человеческий фактор.
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61