24.12.2019
На смену арестованному Николаю Александрову в руководство «Метростроя» пришёл председатель КРТИ Сергей Харлашкин, а профильным вице-губернатором стал бывший министр транспорта Максим Соколов. Произойдёт ли перезапуск «Метростроя»? Итоги недели комментирует президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко.
— Здравствуйте, одним из ньюсмейкеров недели можно назвать «Метрострой». Если коротко, то вопрос можно сформулировать так, что происходит с компанией?
— Здравствуйте. Сама ситуация мне напоминает банальный, типично российский батл акционеров с до боли знакомым набором: силовики, аресты, якобы украденные деньги, смена директора. Печально, что одной из сторон является администрация Петербурга.
Спросите, жалко ли мне компанию? Да, конечно жалко. Вот только интересно, вокруг чего весь спор, что компания себя представляет? В-первую очередь компания «Метрострой» — монополист, выручка 25 млрд., серьезно. Активы — 30 млрд. А чистая прибыль — 20 млн., то есть фактически стремится к нулю. Ведь по прямому назначению работы почти нет, начиная с 2006 года одна станция в год, не считая наш нынешний рекорд — 3 станции. А в Москве в 6 раз больше.
Поэтому у меня глубокие сомнения насчет компетенции компании. В этой выручке 25 млрд кроется еще и стадион на Крестовском острове.
— Кстати во многом же благодаря Метрострою была возведен стадион «Газпром арена», они же завершили строительство.
— Напомню, что с ним были скандалы. «Метрострой» строят и иные объекты внутри города, а вот брат-близнец в Москве — «Мосметрострой», почти с той же выручкой — 28 млрд, имеет чистый доход 2,5-3 млрд.
— Почему такая разница?
— Мне кажется, первая, субъективная причина — возможно руководство компании допустило ошибки. Вторая, объективная причины — московский Метрострой строит метрополитен. Всё остальное, что строит питерский Метрострой, он не знает и не умеет.
Посмотрите, какой идет шлейф обиженный подрядчиков, невыплаченных зарплат сотрудникам.
— Александр Владимирович, не нужно ли Смольному выкупить «Метрострой» и превратить его, по сути, в ГУП?
— Очень странная ситуация, получатся, что так и вышло. Петербургский «Метрострой» живет исключительно на заказах, которые ему «подгоняет» город . Резюмируя, что объем задач на строительство метро мал, чтобы компания выжила один из акционеров — город нагружает ее заказами. Этот акционер хочет управлять компанией, тем более, что в экономическом смысле она мало эффективна. Возможно здесь действительно есть субъективные причины, почему идет работа правоохранительных органов. Но город, при этом младший акционер. Идет война акционеров внутри компании.
Обратите внимание на то, как в свое время организовали процесс в Москве, там нет монополии. Москва тратит в 10 раз больше денег на строительство метро, но там несколько подрядчиков, например «Казметрострой» (г. Казань), «Трансинжстрой», «ИНГЕОКОМ».
Необходимо определяться, что же мы хотим делать, владеть метростроем или строить метро?
К сведению:
Вице-губернатор Максим Соколов считает, что ситуация в компании Метрострой проходит критическую точку. Однако кадровые решения вызывает определенный оптимизм .
Источник: Business FM Санкт-Петербург
Источник фото: FOTOSTRANA.RU
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61