Business FM Санкт-Петербург: Итоги недели с Александром Москаленко

Опубликовано: 27.05.2020

27.05.2020

Business FM Санкт-Петербург: Итоги недели с Александром Москаленко

ЗакС увеличил резервный фонд, ФНБ не раздадут, Чубайс вспомнил про ковбоев.

На фоне предложений «распечатать федеральную кубышку» Законодательное собрание решило увеличить городской резервный фонд до 31 млрд рублей. Сэкономят, в частности, на пресловутой транспортной реформе. Кстати, глава Минтруда Антон Котяков отметил, что правительство рассматривает вариант привлечения части средств ФНБ для решения текущих задач. И, наконец, Анатолий Чубайс напомнил ковбойскую поговорку: «если лошадь сдохла, с неё надо слезать». В том смысле, что пора слезать с нефтегазовой иглы. Итоги недели комментирует президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко.

Александр Владимирович, Законодательное собрание скорректировало бюджет города, насколько адекватны изменения в этой ситуации, которую мы переживаем?

— Называются прогнозные цифры снижения ВВП, соответственно будет недополучение доходов в бюджет. Наше уважаемое Правительство видит, что это. При этом говорит, что недополучит на серьезную сумму — 15%. А снижаются эти растраты на 7%. В принципе это допустимо, что-то можно дозанять на рынке. Город наши банки кредитуют с удовольствием.

— Надежный партнер?

— Да, пока еще считается. Дефолта еще вроде не допускали. Я сам помню, когда был банковским сотрудником, как мы радовались, когда выдали свой первый такой займ. Заемщиком тогда, правда, была Ленинградская область. Счастья было «выше крыши», вот он — хороший заемщик.

По цифрам понятно, будет снижение бюджета, спорить не приходится.

— Зато увеличивают резервный фонд, поправка позволит нарастить его до 31 млрд рублей.

— Я не совсем понимаю, шум вокруг него со стороны депутатов. С одной стороны, я не люблю такие названия, как «резервный фонд». Они превращаются в некую «помойку», из которой, когда надо брать — берем. Да, вот резервный фонд — давайте расходовать.

Депутаты, обратите внимание, возмущены не сколько наполнением резервного фонда, сколько тем, что снижается депутатский контроль и якобы будет бесконтрольное расходование. Тут я с ними не согласен. Сейчас у нас столько контролеров, невероятное количество и контрольное управление, и правоохранительные органы. Так что дополнительное контролирование, причём я вас уверяю не очень квалифицированное, не очень нужно.

Мнение. Обсуждая корректировку бюджета, вопросом задалась Оксана Дмитриева: «Расходы на содержание Государственного казенного учреждения «Центр содействия развитию институтов гражданского общества» — 35 млн, сокращенно лишь 5. Может мы пока в условиях пандемии подождём с развитием институтов?»

«Вносить в бюджет ещё больше государственный долг больше заимствования, я называю это хозяйственным политическим преступлениям», — заявил в эфире Бизнес ФМ Петербург бывший глава контрольно-счетной палаты Герман Шаляпин.

— Продолжаем разговор. Министр труда Антон Котяков эфире программы «Познер» заявил, что вариант раздать деньги не рассматривался, но рассматривался вариант привлечения части ресурсов для решения текущих задач. Вот такая формулировка. Пришла ли пора распечатать ФНБ?

— Фонд национального благосостояния тоже достаточно хитрая вещь. Если наше благосостояние падает, то есть благосостояние граждан, наверное самое время его использовать. Важнее, куда? Может просто раздача денег не совсем правильна. Хотя шаги по поддержке семей с детьми мне нравятся. Неожиданно, но вот тут город, об этом почему-то мало говорят, предложил интересную идею: привлекать людей, оставшихся без работы, на так называемые общественные работы.

— Александр Владимирович, я слышал про такую инициативу в Ленобласти: привлекать людей на общественное дорожные работы дорожные работы.

— Я именно от города услышал и удивился, что из Ленинградской области не было такой инициативы. Речь идет о том, что люди будут заниматься приведением в порядок дорожной инфраструктуры.

— Это сценарий США Великой депрессии, когда все поехали строить дороги?

— Однозначно, да. Я все думал, когда же у нас что-то подобное можно сделать? Великолепная идея, причем с приложением в нужных местах, типа помывки дорожных заграждений и прочего. Обратите внимание, с выплатой двух МРОТ, а это 25 тысяч рублей. Многие наши работающие горожане не имеют такой заработной платы. Вот таким образом, получаем пользу и людей снабжаем деньгами, им есть на что кушать.

Получается, это опосредованное поддержка бизнеса, потому что мы таким образом стимулируем покупательскую активность.

— Совершенно верно, «раздача денег» для этого и нужна. А от куда брать деньги, это следующий шаг. Регионов доноров не так много, значит надо обращаться к федеральным властям и видимо без Фонда национального благосостояния не обойтись.  Сколько можно на нем «сидеть»? Фонд создали уже достаточно давно, если помните.

К сведенью. Дефицит бюджета России в 2020 году, который по прогнозам правительства достигнет 8 с половиной процентов ВВП, станет рекордным с начала двухтысячных. Покрыть такое дефицит только за счёт средств ФНБ вряд ли возможно,  необходимо наращивать госдолг. Такой вывод содержится в аналитическом комментарии агентство «Национальные кредитные рейтинги», которые приводят ТАСС.

— Анатолий Чубайс предложил свернуть нефтегазового пути, предупредил о стратегических рисков нефтяной иглы. В интервью Forbes он сказал, дословно: «если лошадь сдохла, с неё надо слезать». Главное была бы вторая лошадь, на которую можно слезть.

— К Анатолию Борисовичу я, в общем-то, отношусь  с симпатией, но я не понимаю для чего он выступил с этой речью.  Часто бывая за рубежом с это «нефтяной иглой» сталкиваюсь постоянно. Говорят: «вот вы,  Россия, только на нефти живете». Этот имидж сформировался и там, и у нас здесь тоже. Но я с этим не согласен.

— Ну здесь только цифрами можно опровергнуть.

— Я не согласен с тем, что нужно соскакивать с этой «иглы». Простейший путь — иглу сломать. Да, порядка 40 % нашего экспорта — нефть и нефтепродукты. Чуть меньше 30 % — продукты. Наше сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность выросли до того, что обогнали следующий пункт, оружие. Мы гордимся тем, что последние годы Россия первая в мире по экспорту зерна. Когда мы нефть «ликвидируем», мы будем говорить о зерновой игле?  А следующее что?

Третье, это наше вооружение, сейчас Россия постоянно на втором месте в мире, хотя раньше проигрывала Великобритании и Израилю. Сейчас порядка, по-моему, 15 % нашего экспорта — оборонка. Вот смотрите, цифры сопоставимы: 40, 30, 15. То есть, если иметь иглу, то лучше много. А пересаживаться на другую иглу — глупость.

 — Такое восстановительное иглоукалывание. Что ж, спасибо. Напомню, итоги недели мы обсудили с президентом группа компаний «Городской центр экспертиз» Александром Москаленко, программу вёл Максим Морозов.

Получить консультацию менеджера

Оставить заявку на консультацию

или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61