Смольный пролонгировал все ключевые меры поддержки МСП, которые действовали в прошлом году. В городской администрации уверены, что оборот малых и средних компаний растёт в последние несколько лет. И, наконец, Петербург получит инфраструктурный кредит из федерального бюджета на покупку пяти «Метеоров» нового поколения, которые будут курсировать на маршрутах в Петергоф, в Кронштадт, а также к фортам. Городские новости шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с президентом группы компаний «Городской центр экспертиз» Александром Москаленко.
Максим Морозов: Смольный пролонгировал все ключевые меры поддержки МСП, которые действовали в прошлом году. Давайте начнём так, концептуально: в чём основные проблемы с господдержкой?
Александр Москаленко: Так уж получилось, что с началом нашей ковидной эпохи я соприкоснулся с корпорацией «Малого и среднего бизнеса», с разного рода комитетами. Меня удивила одна вещь. Если говорить в совокупности, то из федерального и регионального бюджетов деньги выделяются грандиозные. Другое дело, я вдруг увидел, что вроде это так, да не так. Хотят поддержать, например, возрастных предпринимателей, а не получается, потому что в этом случае они не должны иметь опыт предпринимательства до того. Постоянно есть нюансы, которые не позволяют взаимодействовать малому бизнесу и государству. Я потом заинтересовался этим феноменом, стал разговаривать со своими коллегами по цеху и вообще со всеми, с кем встречался. Выяснилось, что никто их не спрашивал, что им надо?
У меня сложилось впечатление, что все программы господдержки создаются в одних кабинетах, согласовываются с другими кабинетами и выдаются на-гора. Всё из благих побуждений, но на выходе получается определённый пшик.
Максим Морозов: Александр Владимирович, может быть, в Смольном просто опасаются, что предприниматели попросят столько, что придётся отказывать, причём отказывать придётся публично, а это уже может быть воспринято негативно?
Александр Москаленко: Конечно, что-то не смогут взять на вооружение, я также понимаю власти, что они между молотом и наковальней. Нужно и бюджет наполнять, и нужно поддержку осуществлять, но не считайте предпринимателей за дураков. Теперь о самой программе. Ведь если мы в неё заглянем, увидим там довольно приличные суммы, которые выделяются на то или иное направление, но с оговоркой: 99% — это деньги федерального бюджета, и совсем чуть-чуть из регионального, или прямым текстом пишут, из городского бюджета. Например, поддержка привлечения инвестиций проработана весьма серьёзно, если её почитать. А в разделе, где речь идёт об основных аспектах, упор делается на гостиничный бизнес, конгрессно-выставочную деятельность и даже, прости господи, на морские терминалы, коих у нас на сегодняшний день полторы штуки. Там ни слова о промышленных предприятиях, понимаете! То есть единой цели особо не видно.
Например, я не считаю поддержкой отсрочку платежей по аренде.
Максим Морозов: Как говорят предприниматели, это своего рода «отсрочка смерти». Просят, например, вообще простить либо уменьшить платежи.
Александр Москаленко: Совершенно верно, либо уменьшать, либо что-то ещё. Ещё спорный вопрос, что легче сделать — платить мало и равномерно или разом, но всё, что у меня есть, да? Иными словами,
первое — связи между городом и предпринимательством нет. Второе — денег из городского бюджета выделили чисто символически, в основном распределяются федеральные средства.
Максим Морозов: Наконец, красивая история с «Метеорами». Владимир Путин поручил Денису Мантурову проработать детали финансирования проекта комплексного развития петербургского скоростного флота и выдать городу инфраструктурный кредит на покупку пяти «Метеоров». Давайте по порядку.
Александр Москаленко: Потребность в этих судах на подводных крыльях очень большая, я порадовался. Потом я немного расстроился, потому что их всего пять. Сейчас, по-моему, на линии эксплуатируется чуть меньше двух десятков. Причём время от времени возобновляется движение этих судов в сторону Отрадного и дальше – то есть они нужны не только туристам, но и обычным гражданам. Хотелось бы, конечно, больше, но спасибо и за пять. Дальше я споткнулся от слова, которое вы произнесли: «инфраструктурный кредит». Мне стало интересно, и я прочитал на сайте Минстроя, что такое инфраструктурный кредит. Действительно, это кредит из федерального бюджета региональному бюджету. Получателем денег, а соответственно и держателем этих судов будет региональный бюджет, то есть город.
Сегодня эксплуатируют «Метеоры», про которые говорят, что они старые и пора их менять, – частные компании. Так что же мы делаем? Мы опять передаём что-то от частного бизнеса городу, утверждая, что это будет более эффективно? Ерунда какая-то.
К тому же, город создаст компанию из пяти судов и будет бодаться теми, кто владеет другими судами, вытеснять их, например, от Дворцовой площади и так далее. Мы понимаем, чем это грозит.
Максим Морозов: Получается, что возникают серьёзные антимонопольные риски. Александр Владимирович, спасибо!
Александр Москаленко: Спасибо, Максим!
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61