Ровно век назад, 25 ноября 1924 года, в нашей стране заработало центральное отопление. Сейчас это кажется обычным делом, но в то время это было невероятным удобством. Впервые тепло само пришло в дом по трубе. И произошло это в нашем городе, на набережной Фонтанки. Почему именно здесь начался этот эксперимент, а также почему это новшество двадцатого века сегодня можно считать устаревшим, расскажет Алексей Шанёв.
Дом номер 96 по набережной Фонтанки внешне ничем особо не выделяется. Таких зданий в историческом центре Петербурга множество. Разве что две мемориальные таблички: одна сообщает, что это памятник архитектуры, другая — что здесь была типография, которую посещал Ленин. Однако никакого упоминания о том, что именно этот дом стал первым с центральным отоплением, нет.
Энергоэффективность здания, судя по табличке, крайне низкая — теряется больше половины подаваемого тепла. Коммуникации здесь вряд ли сохранились с 1924 года — трубы и батареи за 100 лет, скорее всего, меняли не раз. Сейчас они снова требуют ремонта. Однако некоторые уверяют, что к дому до сих пор подведены те самые трубы столетней давности. Житель дома Сергей Скотнев даже написал историю доходного дома.
Он рассказывает, что когда-то было решено отдать шестой этаж дома под общежитие Петроградского технологического института. Именно поэтому сюда провели тепло с третьей ГЭС. Хотя городская легенда утверждает, что отопление провели именно в этот дом, потому что длины труб хватило только до него. Так или иначе, 72 комнаты стали полигоном для испытания первой в стране системы центрального отопления.
Это был эксперимент, чтобы доказать, что можно взять тепло турбины и довести его до потребителей. Отопление провели полностью на дом, а, возможно, и на соседний дом №94, где располагался клуб третьей ГЭС.
Сто лет назад энергетика находилась на развилке: как отапливать многоэтажки — паром или горячей водой? В СССР выбрали горячую воду, так как давление в трубах было ниже. Это стало первым соревнованием с Западом. Например, в Нью-Йорке до сих пор используется паровое отопление, и в 2007 году там взорвалась магистраль, проложенная в 1924 году.
Но и у нас коммунальные аварии случаются регулярно. Едва ударят холода — трубы начинают парить. Такова оборотная сторона центрального теплоснабжения: ремонты после прорывов, ремонты для предотвращения прорывов, любые капитальные работы.
Прошло сто лет, а трубы продолжают закапывать в землю. Вряд ли тогда, в 1924 году, кто-то предполагал, какую «бомбу замедленного действия» закладывают под коммунальную систему страны.
Сегодня в Петербурге более 4700 километров магистральных труб, по которым в дома поступает горячая вода и тепло. За 100 лет изменились технологии их производства и укладки, а также требования. Но от самой идеи централизованного отопления постепенно отказываются.
«Сейчас котлы устанавливаются либо непосредственно в квартирах, либо это могут быть крышные котельные, или на первом этаже дома. Это очень правильный тренд, так как он сокращает потери при передаче тепла» — отмечает руководитель департамента энергоаудита промышленных предприятий ГЦЭ-энерго Воробьев Иван.
Получается, что за сто лет коммунальная сфера вернулась к индивидуальному отоплению.
Оставить заявку на консультацию
или звоните по телефону +7 (812) 334-55-61